К шести-семи месяцам у вашего ребенка появились
большие достижения: он уже уверенно переворачивается с живота на спинку
и со спинки на живот, сидит без поддержки и активно пытается ползать.
Если его поддерживать под грудь, он будет переступать ножками – так он
готовится к тому, чтобы сделать первый самостоятельный шаг. В
восемь месяцев ребенок хорошо ползает, самостоятельно садится и
ложится; встает, цепляясь за опору. Его движения становятся все более
точными и целеустремленными: в шесть месяцев он может хватать предметы
одной рукой, размахивать погремушкой, в семь он перекладывает игрушку
из одной руки в другую, в восемь – пытается хлопать в ладоши, а в
девять он уже способен собирать мелкие предметы или доставать кубики из
коробки. Все больше времени ваш малыш проводит бодрствуя. Во что бы с
ним поиграть? Может быть, потренировать пальчики? Логопеды и психологи не устают повторять, что развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой моторики. Дело в том, что речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Игра "Собираем пирамидку."В
шесть месяцев малыш уже может играть с пирамидкой. Пока, правда, он
будет только снимать колечки, а вы – снова и снова надевать их на
стержень. Обычно советуют надевать колечки только в «правильном»
порядке – от большего к меньшему. Но можно попробовать и другие
варианты: например, собрать «самоходную конструкцию». На оба конца
стержня наденьте большие колечки, а посередине – маленькие. Конструкцию
закрепите наконечником пирамидки, чтобы колечки не падали. Теперь
пирамидку можно катать друг дружке по полу, а потом снова разобрать по
колечку. Обязательно комментируйте действия малыша: «Мишутка снял колечко. Еще одно колечко снял. Мишутка снял все колечки! Нет больше колечек». Если
же у вас случайно оказалось две пирамидки (почему-то родственники и
знакомые очень любят дарить малышам именно эти игрушки), можно за пять
минут соорудить почти настоящую гоночную машину. В большой пластиковой
бутылке из-под воды или кваса аккуратно проделайте четыре отверстия, в
которые потом вставьте два стержня от пирамидок (это будут оси). На
каждую ось наденем по два колеса, и машина готова к путешествию по
квартире. Баловство с пользой для делаКогда ваше чадо
хватает еду руками, облизывая пальчики, расстегивает только что надетый
памперс и ковыряет в носу, пусть утешением вам послужит мысль, что тем
самым юный исследователь развивает мелкую моторику. Если же вас это
раздражает, предоставьте достойную альтернативу. Можно,
например, выдать ненужную сумку или рубашку с крупной
застежкой-молнией. Однако внимательно следите, чтобы в нее не попали
пальчики малыша. Обычно детям нравятся открывать и закрывать застежки
на липучке, особенно если под клапаном застежки спрятана интересная
картинка или аппликация. Если же у вас на какой-нибудь одежде найдется
карман на липучке, спрячьте в него небольшую игрушку и покажите малышу,
как ее достать. Известные американские педиатры У. и М. Серз пишут, что
их шестимесячный сын Мэтью обожал исследовать нагрудный карман папиной
рубашки, поскольку там он неизменно находил авторучку. Учите ребенка
перелистывать странички сначала картонных, а потом и обычных книжек,
стучать пальчиком по клавишам пианино, снимать носочки, выжимать в
ванне небольшую тряпочку или губку – все это помогает развивать мелкую
моторику. Где найти новую игрушку?В возрасте шести-семи
месяцев нередко самым привлекательным местом в доме становится кухня.
Во-первых, тут чаще всего бывает мама и творит что-то страшно
интересное в своих кастрюльках и сковородках, из которых доносятся
умопомрачительные запахи. А во-вторых, здесь столько всяких баночек,
коробочек и крышечек, что просто глаза разбегаются! Но можно ли с этим
играть? Конечно! На любой кухне наверняка найдутся: - пластмассовые
чашки, ложки, тарелки и другая посуда (в ней можно понарошку готовить
еду, размешивать «кашу» ложкой и угощать ею игрушечных друзей);
- деревянные ложки любых размеров (они отлично стучат!);
- маленькие кастрюльки и крышки к ним (можно примерять разные крышки к кастрюльке и выбрать подходящую);
- пластмассовые
бутылки – пустые или наполненные водой, различными крупами (только не
нужно до конца заполнять бутылки, тогда будет интереснее следить за
тем, как движутся крупинки или переливается вода);
- пластмассовые
банки с крышками (положите внутрь, скажем, несколько кусочков сахара и
поэкспериментируйте с такой домашней погремушкой);
- материя разной фактуры и цвета (подойдут небольшие полотенца и даже чистые тряпочки для мытья посуды);
- маленькие
коробочки с крышками и без них (в коробочки тоже можно положить
что-нибудь интересное, например, небольшую игрушку или кусочек яблока);
- любые «мячики» – от шарика для пинг-понга или теннисного мяча до яблок, апельсинов, клубков шерсти и т.д.
- одноразовые
бумажные стаканы или пластмассовые стаканчики из-под йогурта (их можно
вкладывать один в другой, строить башни, а потом разбирать);
- отличная
игрушка – набор разноцветных поролоновых губок для мытья посуды.
Сначала малыш будет их сжимать, ощущая пальчиками новую текстуру, а
ближе к году, возможно, вместе с вами попытается выстроить из губок
башню, дорожку или лесенку для маленькой куклы.
Не
стремитесь «завалить» ребенка игрушками в надежде на то, что он надолго
оставит вас в покое, разбирая свои сокровища. В этом возрасте малыш
может заниматься лишь одной-двумя игрушками. А когда они ему наскучат,
вы замените их новыми. Психологи считают, что для развития
ориентирования в пространстве полезно располагать игрушки на некотором
расстоянии от малыша, чтобы он мог их достать, подтянув к себе. Можно и
привязывать к игрушкам ленты длиной около 30-50 см, тогда возможности
манипулирования игрушками увеличатся. Лучше использовать ленты или
тесьму из натуральных тканей (прекрасно, если они будут разные по
фактуре – шелк, бархат, хлопчатобумажная тесьма, кружево). Капроновые
ленты слишком жесткие, и обычно они не очень нравятся детям. Игра "Прятки".Спрячем
игрушечного зайчика так, чтобы какая-нибудь его часть осталась на виду
(прикроем, например, пеленкой или легким одеяльцем). Сначала лучше
прятать игрушку на глазах у малыша. Нашел? Отлично! Теперь исхитримся и
спрячем зайчика в тот момент, когда ребенок отвернется, однако какую-то
небольшую часть игрушки по-прежнему оставим на виду. Где же зайчик?
Задача усложнилась. Если не удалось справиться с ней с первого раза, не
расстраивайтесь и уж тем более, не ругайте малыша. В 7-8 месяцев он
решает важный вопрос: что происходит с предметами, когда их не видно. В
его памяти запечатлевается определенный образ. Эта игра, как ни
удивительно, готовит кроху к первым разлукам. Для того, чтобы отпустить
маму, ребенку нужна уверенность, что мама обязательно вернется, что она
ушла не навсегда. А для этого в его памяти должен сохраниться мамин
образ. Потом можно попробовать спрятаться за каким-то укрытием и
позвать малыша. Если он не смог сразу вас найти, выгляните из укрытия и
снова позовите его. Ура, мама нашлась! Игра "Ползем? Ползем!.."Значение ползания трудно переоценить, хотя зачастую родители не обращают на этот этап
особого внимания. Именно с помощью ползания малыш впервые начинает
самостоятельно передвигаться в пространстве. Но для того, чтобы он это
делал, необходимо предоставить ему пространство для передвижения! У
ребенка, который целый день находится в кроватке или в манеже, просто
нет возможности поползти. Лучшее место для малыша от шести месяцев и
старше – пол. Однако предоставить возможность для ползания – это
еще не все. Нужно создать потребность в ползании, а в этом, кроме
специальных упражнений, как всегда, помогут игры. Вспомните, как в 4-5
месяцев ваш малыш учился хватать игрушку, висящую на ленточке (подробно
мы говорили об этом в прошлом номере). Этот опыт теперь пригодится ему
в освоении нового навыка. Может быть, ему понравится гоняться за
сороконожкой на веревочке? Приблизьте ее к малышу на расстоянии
вытянутой руки, а потом потихоньку чуть-чуть отодвиньте. Получилось?
Дайте крохе почувствовать радость победы, искренне похвалите его за
успешную «охоту» и, конечно, вручите ему честную добычу. Если же он не
смог достать до игрушки, пробуйте снова и снова. У вас обязательно все
получится! Следующий этап: эстафета из игрушек. Расставьте на
полу несколько игрушек на некотором расстоянии друг от друга
(расстояние определяется исключительно возможностями вашего малыша).
Обратите внимание ребенка на игрушки и предложите ему переползать от
одного предмета к другому. Когда малыш будет ползать более
уверенно, можно поиграть в тоннель, сделанный из большой картонной
коробки. Для начала прокатите через нее мяч, а потом предложите ребенку
самому пролезть через тоннель. Во втором полугодии
принципиально меняется стиль общения ребенка и взрослого. Если в первые
шесть месяцев это была исключительно эмоциональная связь, то теперь
малыш и взрослый, если так можно выразиться, становятся еще и деловыми
партнерами. Конечно, эмоциональная связь сохраняется, и кроха с
удовольствием будет общаться с вами, сидеть у вас на руках, принимать
вашу любовь и дарить вам свою. Но, кроме внимания и ласки, отныне он
ждет от вас сотрудничества и активной совместной деятельности.
Например, ребенок бросает игрушку и радостно улыбается в ожидании того,
что вы ее поднимете и вручите ему. Подняли, вручили. Снова бросок с
улыбкой на устах. Не раздражайтесь, малыш делает это не для того, чтобы
испытать прочность ваших нервов, он лишь приглашает вас в игру. В
другой раз он протянет вам игрушку и будет ждать, что вы не только
возьмете ее, но и поиграете с ним. Постарайтесь чутко реагировать на призывы своего чада, и он обязательно оценит это! Инесса Смык Медицинский портал www.medportal.ru
|